Блог

Секреты оптимизации сайта

Говоря об оптимизации сайта для улучшения конверсии, обычно заостряют внимание только на внешнем виде и очередности блоков на странице. Но это даже не вершина айсберга, а маленький камешек на его вершине. Попробуем разобраться, что на самом деле влияет на конверсию и другие метрики в маркетинге.

Читаемость контента


Это касается не только насыщенности шрифта (насколько он контрастный), размера и стиля (жирный/не жирный). Часто цвет самого шрифта и фона может оказаться неудачным. Что ведет к сложности прочтения заголовков и самого шрифта. Такую ошибку иногда допускают создавая броский и «наглый» дизайн с использованием ярких цветов и неожиданных их сочетаний. Такой сайт будет сам по себе выглядеть стильно и ново, но пользоваться им будет проблематично. Также бывают конфузы и в мобильной версии. Когда заголовок с одним словом выглядит крупным и красивым, но вот нужно разместить длинное название и все разваливается. Каждое слово будет одно под другим, а некоторые даже не поместятся вовсе в ширину экрана. Аналогично и с мелким шрифтом. Он допустим, если речь идет о сервисных подписях (например статус «онлайн/оффлайн»), но может привести к проблемам, если его использовать для большой статьи. Дизайн безусловно важен, он дает ощущение от продукции и услуг, которого нельзя добиться только контентом. Однако при создании сайта нужно соблюдать баланс, проверять не только внешнюю эстетику конечного дизайна страницы, но и ее функциональную часть. Насколько удобна навигация, или простое чтение контента.

SEO


Вечная война маркетолога и дизайнера продолжается и в 21-м веке. Увы, но несмотря на все системы с нейронными сетями, которыми сейчас обладают поисковики, мы не так далеко ушли от традиционного конфуза: то, что хорошо для SEO не всегда хорошо для человека. Поэтому при оптимизации сайта также необходим баланс. Чтобы контент, дизайн и прочие элементы не пострадали от внедренных для оптимизации вещей. Сайт должен оставаться удобным и комфортным в первую очередь пользователю. Иначе есть риск получить хороший органический трафик и очень плохие продажи.

Структура


Еще один пункт, имеющий более сложную проблематику, чем принято считать. В интернет можно найти много советов по автоворонкам продаж, готовым продающим структурам страниц и прочее. Очень хорошие материалы, но снова однобокие. Так, как во первых не все сводится к продающим лендингам (а многостраничный сайт ставит принципиально иные требования). Во вторых, структуру в рамках скролла (пролистывания) страницы и расположение call-to-action в ее пределах (кнопки и другие интерактивные элементы ведущие к заявкам или квизам) нужно просчитывать еще и в рамках всего сайта, контекста и возможных побочных сценариев. Если очень простым языком: можно столкнуться с двумя проблемами. То, что нужно продавцу, не всегда нужно пользователю. Пример — избыточное количество кнопок «купи», всплывающие окна мотивирующие к продажам и висящие с разных сторон чаты (обязательно с анимацией) приводят к рассеянию внимания. И вместо продаж, человек уйдет с сайта, так как вообще не сможет им пользоваться. Вторая проблема — глубина сайта. Иногда неплохо созданные сами страницы ужасно структурированы на уровне меню. Пунктов слишком много, на первом месте контакты, а не важная для покупателя информация. Такой уже многостраничный сайт будет сложно использовать вне рамок одной страницы. Пользователь просто не сможет ничего толком найти. И снова — уйдет. Поэтому при создании любого сайта (и одностраничного, и многостраничного) нужно внимательно просчитывать прототип, индивидуально для вашего бизнеса. Где будут учтены одновременно и мотивация к продаже, и реальные предпочтения аудитории, и удобная и прозрачная структура всех разделов сайта.

⭐⭐⭐

Я перечислил лишь три пункта, влияющих на конверсию и потенциал маркетинга. И как можете увидеть, это уже довольно большой лонгрид. А на самом деле есть и другие, например:

  • Скорость загрузки сайта — желательно с учетом возможностей доступа в интернет именно вашей аудитории. Грубо говоря, если речь о VIP персонах, то можно делать нагруженный сайт, а если вы поставляете продукцию в регионы с низкой скоростью интернет, стоит избрать минималистичный дизайн и интерфейс с максимальной скоростью загрузки.
  • Отношение скорости загрузки к имиджевым составляющим — чаще применимо для сложных лендингов с изобилием графики и анимации.
  • Допустимость выбранного дизайна для конкретной целевой аудитории.
  • Количество продуктов и услуг и способ их представления — как их показываем пользователю.
  • Встроенные системы оплаты — насколько они применимы к данной аудитории, какой тип интерфейса оплаты выбрать.
  • Сам контекст — включая допустимость разговора с аудиторией на «ты» или на «вы» и другие нюансы связанные с Tone-of-Voice бренда.
  • Проблема небольшого экрана — когда «большой» сайт, с множеством разделов приходится отдельно перерабатывать для мобильных, так как традиционные подходы ведут к неудобству его использования.
  • A/B тестирование — увы, но иногда решение по конверсии принимается на основе домыслов и частного мнения, которое может быть верным, но не совпадать с поведением конкретной аудитории. A/B тестирование всегда решает эту проблему.

И так далее...

В результате как видите, оптимизация сайта или даже простого лендинга это не только автоворонка плюс симпатичный дизайн. И даже увеличение шрифта не всегда будет играть в плюс конверсии. Для того, чтобы добиться максимальных результатов нужно внимательно проектировать будущий ресурс. Ориентируясь на вашу целевую аудиторию, специфику контента, товаров, услуг и множества других факторов. Так уже на уровне прототипа можно создать по-настоящему продающий сайт. И уже после публикации продолжать работу над оптимизацией, внедряя A/B тесты и другие методики получения реальных маркетинговых данных.
Бизнес