Истории

Как много людей уже убито и покалечено роботами и беспилотными автомобилями?

Однажды на The Question спросили:

Как много людей уже убито и покалечено роботами и беспилотными автомобилями?

Единую статистику найти сложно, особенно учитывая, что нужно четко сформулировать понятие «роботы». Это могут быть и промышленные системы, и средства для работы спец служб (как например «роботы-саперы», различная автоматизированная и управляемая техника, которую использует МЧС и так далее), какие-то нишевые роботизированные устройства (сейчас множество стартапов экспериментируют в этой сфере).

Второй момент, который усложняет ситуацию – это бум на автоматизацию в наше время. Эксперименты с управляемыми устройствами и искусственным интеллектом проводятся не только крупными компаниями, но и множеством стартапов, иных небольших проектов. А информацию о них уже сложнее найти. Часто об этом просто никто не пишет (если конечно речь идет о травме, а не о трагическом случае со смертельным исходом).

Прибавим к этому беспилотный автомобиль – и вот у нас уже довольно сложная аналитика. К тому же беспилотные автомобили имеют важный нюанс. Тесты, когда такое устройство «разъезжает» на улице до сегодняшнего дня проводятся под пристальным надзором оператора. И вспоминая трагический случай с Uber, в котором погиб пешеход – на самом деле очень сложно сказать, это вина «робота» или же оператор допустил ошибку? А значит можем ли мы вообще рассматривать такие случаи в данной статистике?

Поэтому давайте примем, что: а) Мы рассматриваем случаи, когда травма или летальный исход произошел без оператора, и мы точно знаем, что это не его вина, а ошибка (или иная особенность) системы привела к инциденту б) Мы Рассматриваем только «гражданскую» технику, так как беспилотные и автоматизированные аппараты в военной сфере рассчитаны на нанесение ущерба врагу, а значит усложнят статистику. в) Мы разделим понятие «Роботы» на промышленные роботы, беспилотные летательные аппараты. (так как остальные автоматизированные устройства вообще еще не получили массового применения и находятся на уровне экспериментов) г) Беспилотные автомобили при этом мы выделяем в отдельную группу.

  1. Промышленные роботы – это наиболее распространенная техника в наши дни. Используется, как понятно из названия, на заводах для сборки и оптимизации производства. Случаев, когда, именно по вине такого «робота» пострадал или погиб человек – единицы в год. Как правило техника не подразумевает непрерывного присутствия человека, поэтому в купе с жесткими требованиями по технике безопасности, шанс пострадать сам по себе минимален. Часто это или невероятная случайность, или ошибка (возможно даже халатность) сотрудника.
  2. Беспилотные летательные аппараты – тут все довольно сложно. Если рассматривать все же «управляемые» аппараты. Например квадрокоптеры, то случаев с травмами десятки в год, однако чаще это травмы по случайности или неосторожности. Набольшую опасность составляет, когда происходит сбой летательного аппарата в воздухе. В результате есть шанс, что устройство упадет на человека, и нанесет травму (в случае с падением на голову – довольно серьезную, включая летальный исход). Но, как ни странно, несмотря на популярность этого устройства, таких случаев единицы. Другие риски – это попадание пропеллера по лицу или другим не защищённым частям тела. Но эти случаи уже входят в список «Премии Дарвина», так как практически любой квадрокоптер имеет закрытую или иную конструкцию, чтобы избежать подобной травмы, даже если непутевый «пилот» запустил его себе в лицо.

О других беспилотных летательных аппаратах говорить нечего. Набольшую популярность подобные аппараты получили сейчас у военных, а мы не берем эту сферу (из за ее специфики). Гражданские беспилотники для перевоза грузов или людей – это пока фантастика и на уровне тестов и экспериментов. Так что и на скромную статистику случаев не наберётся (если только не брать во внимание инциденты падения робота на ногу испытателя).

3.Беспилотные автомобили. Хотя нельзя сказать, что эта сфера получила глобальное применение, однако бурное развитие беспилотных авто позволяет сравнить уровень рисков и инцидентов с промышленными роботами. Однако пока эта сфера (и можно этому только радоваться) тоже «проигрывает» по количеству инцидентов. Официально, первым случаем с беспилотным автомобилем, в результате которого погиб человек, считается случай в Америке с Джошуа Брауном (управлявшим электромобилем Tesla) произошел в 7 мая 2016. В результате трагедии автомобиль Джошуа на полной скорости «влете» тягач, так как, по некоторым сведениям, система не смогла отличить последний от «ясного неба». Однако и тут сложно судить о вине самого «беспилотника», так как Tesla тогда смогла доказать, что ошибок в программном обеспечении не было, да и вообще система требовала следить за дорогой, так как беспилотный режим не был «полноценным». Кто прав? Опустим этот щекотливый вопрос, и будем считать условно, что случаи с беспилотными авто имеют место с 2016-го года.

Но и тут статистика говорит снова «в пользу» техники. С этого времени случаев наберется пара десятков. И хотя статистика снова неточная, так как нам сложно получить информацию о внутренних инцидентах компаний, и чаще это какие-то «громкие» случаи в СМИ. Но все равно очевидно, что массовости инциденты с беспилотными автомобилями не получили.

Подводя итог, хочется все же вспомнить военную сферу. В 2007 году погибло 9 и получило ранения 14 южноафриканских солдат. Случай был «выпиющим». Устройство, предназначенное для автоматического ведения зенитного огня по целям (и также автоматически их распознавало и находило), вдруг заклинило, потом в нем «что-то взорвалось» в результате чего, оно открыло огонь по людям находившимся рядом. Тут данные расходятся, кто-то писал, что огонь был «неконтролируемым в разные стороны», другие источники говорили о прицельном огне. В любом случае 200 фугасных снарядов в руках «взбесившейся зенитки» нанесли непоправимый вред.

Однако таких случаев очень мало. Даже в сфере, где опасность автоматизированных устройств максимальная и они рассчитаны на военное применение – подобных или менее трагичных ситуаций наберутся единицы (именно связанных с автоматизированной и беспилотной техникой).

Так, что подводя итог можно смело сказать: к счастью для всех нас случаев, когда людей покалечило или убило то или иное роботизированное устройство единицы. Это и связано с тем, что данная сфера еще очень слабо развита* (кроме промышленных роботов), и с тем, что люди, создающие данный вид оборудования на самом деле очень серьезно относятся к рискам. Поэтому использование беспилотного устройства или робота оказывается безопаснее, чем использование обычной техники.

*Важно оговориться. «Слабо развита» - имеется в виду относительно небольшое количество роботизированной и беспилотной техники в руках потребителя. Так как сама сфера не новая и развивалась бурно еще в прошлом веке. А сейчас, с развитием искусственного интеллекта и подавно встречает свой рассвет и очень быстрое развитие. Но пока подобные устройства не станут настолько же «общепринятыми» как например смартфон, риски для людей будут ничтожными. Будет ли опасность для человека, когда все станут пользоваться такими вещями? Сложно сказать, мое личное мнение, что статистика смертности и несчастных случаев конечно возрастет (просто из за массовости), но общая безопасность, в сравнении с аналогичными не автоматизированными средствами будет значительно ниже. Просто потому, что человек допускает намного больше «ошибок» в ее управлении, чем может допускать отлаженная программа или искусственный интеллект.



Автор: Ульященков Сергей
Больше ответов на Яндекс.Кью
Технологии Избранные