Истории

Почему мой сайт такой медленный?

На самом деле на этот вопрос есть множество ответов. Вот наиболее распространенные, которые помогут вам найти оптимальный путь решения проблем:

  1. Вы используете конструктор сайтов. Увы, но такой подход всегда ведет к тому, что скорость сайта будет зависеть от скорости самой платформы, которую вы выбрали (например, Tilda). И вы никогда не сможете этим управлять. Единственное, что можно сделать, для увеличения скорости в таком случае это: «сжать» все изображения на сайте до минимального размера, уменьшить количество графики (тех же изображений) на сайте, проверить и возможно отключить часть или все программные интеграции (включая кастомный код, который можно внедрять во многих конструкторах сайтов). И если для вас максимальная скорость работы это принципиальный момент — увы, конструктор сайтов не для вас.
  2. Если вы используете «коробочную» CMS для сайта (например Wordpress или 1С Битрикс), то тут ситуация сложнее. В первую очередь проверьте обновление CMS и установите последнюю версию. Проведите аудит верстки шаблонов страниц, может быть они перегружены графическим контентом, какие-то изображение не оптимизированы, или сам код написан некорректно. Не забывайте про шрифты, если вы используете индивидуальные на сайте, их также можно оптимизировать. Если скорость важнее внешнего лоска, иногда можно и вовсе от них отказаться, используя стандартные. Правда всегда помните: это благоприятно влияет на скорость, но может негативно сказаться на пользовательском опыте (со стороны визуальных коммуникаций). Также проведите аудит самой CMS, так как все модули, интеграции и иные программные решения могут влиять на скорость работы. Может быть, где-то ошибся программист, а возможно одна из внешних интеграций работает некорректно (например, виджет обратного звонка). К слову, об рекламных интеграциях. Помните, что чем больше подобного встроено в сайт, тем ниже будет загрузка у пользователя. Это конечно безусловный стандарт, но нужно всегда искать золотую середину. Между маркетингом, здравым смыслом и скоростью работы сайта. Результаты подобного можно увидеть на некоторых «новостных» порталах, где рекламная аналитика в сочетании с переизбытком самых разнообразных баннеров крайне негативно влияет на загрузку страниц.
  3. У вас собственное программное решение? (полностью самописный сайт с, возможно, и собственной же системой управления). Тогда к описанному в пункте 2 можно прибавить аудит самой системы. Кроссплатформенная оптимизация вашего сайта (адаптация на уровне серверной части и front-end под современные браузеры). Иногда собственные технологии отстают от текущих требований браузеров, это можно решить за счет доработки вашей системы (сайта).

Еще одной общей чертой как для коробочной CMS, так и для полностью собственного решения (пункты 2 и 3) можно назвать — хостинг. Настройка сервера, возможности вашего провайдера и качество работы хостинга может также напрямую влиять на работу вашего сайта. Тут может оказаться проблема и в неверно загруженном на сервер сайте, и в не самом лучшем сервисе самого провайдера. Причем подвох в том, что последнее очень сильно зависит от выбранных вами технологий. Например, у одного и того же провайдера может прекрасно работать сайт на Wordpress, но сайт 1С Битрикс уже покажет меньшую производительность. А на другом наоборот. Правда подобное в наше время редкость и выявляется скорее если вы хотите получить самую высокую оценку по скорости. А это уже далеко не во всех случаях оправдано.

Всегда помните о золотой середине. Скорость загрузки сайта, это не панацея! Есть множество факторов со стороны: дизайна, технологий, контента, маркетинга и прочих, которые также напрямую влияют на пользовательский опыт. То есть на то, насколько удобно будет использовать ваш сайт, сколько времени пользователь на нем проведет и какой потенциал все это будет иметь для продаж. В погоне за скоростью можно, например бездарно испортить дизайн, а это влияет и на доверие, и на отказы (закрытие сайта в первые секунды перехода).

Если очень обобщать, то в создании сайтов существует три подхода:

  • Имиджевый сайт – тот, который получает пользователей за счет визуального ряда. Это в первую очередь лендинги со сложной анимацией, визуальными эффектами. Например, лендинг для только что вышедшего блокбастера. Маркетинг такого сайта будет построен на «Wow-эффекте». А значит скорость будет на последнем месте. Главное — это визуальный ряд (а как известно, чем сложнее графика, тем дольше будет загружаться сайт).
  • Стандартный сайт – большинство сайтов в интернет относятся к данной категории. Такой сайт или лендинг будет строить маркетинг на основе баланса разных инструментов. То есть у него будет красивый визуальный ряд (дизайн), но без излишних изысков и не перегруженный графикой. Продуманная структура будет работать вместе с правильными текстами (копирайтингом). А скорость может быть не максимально возможной, но на среднем уровне современных сайтов. Например, большинство интернет-магазинов или корпоративных сайтов можно отнести как раз к данной категории.
  • Функциональный сайт – чаще всего такие сайты можно встретить, когда вы пользуетесь каким-нибудь онлайн-сервисом, веб приложением или SaaS сервисом. Хорошим примером будет онлайн кинотеатр, интерфейс Google Документов или Яндекс.Диск. Все подобные ресурсы рассчитаны в первую очередь на функционал! Поэтому внешняя привлекательность хоть и важна, но уходит на второе место. А скорость на первое, ведь ничто не бесит пользователя так, как внезапное ожидание при доступе к «простой» функции. Как раз в этом типе сайтов жертвуют многим, чтобы добиться максимально возможной скорости работы в современных условиях интернет-соединения.

Чтобы ваш собственный ресурс был достойным представителем в интернет-пространстве, с самого начала выберите к какому из вышеописанных типов он относится. Это поможет и сразу выбрать правильную платформу (конструктор, коробочная CMS или свое решение), и адекватно оценивать приоритет именно скорости работы (с точки зрения маркетинга и бизнес-процессов). Ну а если у вас уже есть сайт, и вас не устраивает его скорость, просто проведите аудит, как я рекомендую выше. Это обязательно поможет.

Автор: Ульященков Сергей
Технологии