Истории

Программные решения для агробизнеса

Однажды на The Question спросили:

Какие программные решения и современные цифровые технологии можно применять в агробизнесе для снижения затрат производства и повышения экологичности?

Основные цифровые решения для сельскохозяйственных задач можно разделить на следующие категории:

  1. Контроль (включая автоматизацию) сельхозтехники
  2. Полевой мониторинг
  3. Управление погодными рисками
  4. Полевой мониторинг
  5. Оперативная связь с поставщиками и покупателями (а также инновационные методики поиска новых каналов сбыта и партнеров)
  6. Системы планирования и отчетности (включая финансовый анализ)

Подобные и другие решения могут быть как объеденные в единую Систему Управления Фермой, так и независимым продуктами, связанными между собой через API или иные программные интерфейсы.

Теперь о конкретных решениях, в данной сфере. Их можно условно разделить, на две категории:

Первая категория - традиционные решения широкого применения. В некоторых случаях можно использовать и довольно эффективно цифровые средства, которые доступны и распространены и в других сферах. Например, CRM система. При работе с поставщиками и покупателями практически любая CRM применима в агропромышленном секторе. Она поможет автоматизировать взаимодействие, ускорит работу с базой контрагентов и так далее. Финансовые системы, складское ПО, бухгалтерские решения тут также могут быть «заимствованы» из других сфер, можно использовать общепринятое программное обеспечение, например SAP, продукты «1С» и так далее. Приложения и сервисы для видеоконференций, например Zoom с его инновационным подходом к коммуникациям, помогут упростить удаленное взаимодействие как внутри предприятия, так и с внешними источниками (например, все с теми же поставщиками или партнерами). Говоря о поиске новых каналов сбыта применимы современные методики поиска и анализа онлайн активностей и социальных сетей, которые также общие для целого ряда сфер бизнеса.

Вторая категория – специфические решения для агробизнеса. Такие программные (а иногда и аппаратные) продукты заточены под конкретные сельскохозяйственные задачи. Например, компания Syngenta Global может предложить Land.db – целый комплекс по управлению фермой с множеством модулей и возможностей по автоматизации. Компания «АНТ» может предложить систему управления в растениеводстве. Orient Systems предоставляет целый ряд программно-аппаратных решений, включая БПЛА. Компания Antelliq производит системы для контроля и идентификации (включая риски заболеваний и состояние здоровья) коров, овец, домашних животных, миграцию рыб, черепах и так далее. Приложение Climate FieldView поможет с прогнозированием погоды (проект Climate Corporation), в этом же направлении поможет всемирная система атмосферного прогнозирования высокого разрешения GRAF от IBM. Есть и решения по торговле с технологическим уклоном, например к таким относится Meicai – онлайн-площадка из Китая, NinjaCart из Индии, GrubMarket из США и другие. Причем некоторые рассчитаны исключительно для сегмента B2B, другие делают «связь» фермера и конечного потребителя проще и прозрачнее.

Создавая цифровую инфраструктуру для агробизнеса, соответственно мы или комбинируем существующие решения из первой и второй категории, создавая гетерогенную (неоднородную) экосистему, или же обращаемся к индивидуальному подходу, создавая персональные решения для конкретного бизнеса.

Подводя итог, надо отметить, что сфера цифровых решений в агробизнесе находится на стадии становления. Не так много компаний могут предложить комплексные решения, многое еще не поставлено «на поток». При этом перспективы и вложения в наши дни в диджитал технологии сельского хозяйства огромны. Это очень перспективная сфера, где еще очень многое предстоит сделать. 


Автор: Ульященков Сергей
Больше ответов на Яндекс.Кью
Бизнес Избранные