Истории

Почта на gmail

Однажды на The Question спросили:

Если почта работодателя в вакансии создана на бесплатном домене вроде gmail, говорит ли это о том, что вакансия «липовая»?

К счастью - не всегда. Но это может означать, что компания «небольшая» с небольшими прибылями. Давайте разберем варианты, когда вакансию создают с указанием личной почты (или почты на бесплатном сервисе).

1. «Небольшая компания» – есть речь идет об ИП, с относительно небольшим оборотом и также небольшим количеством сотрудников, вполне закономерно, что в такой компании есть момент экономии. В том числе и на настройке корпоративной внутренней инфраструктуры. Ведь денег стоит не столько сама почта и домен. Тут нужно еще и нанимать как минимум системного администратора, который правильно все настроит. И это не плохо. Вполне рационально, если у «тебя» небольшой оборот сэкономить на данной части.

Кстати, такой подход не всегда значит, что экономить там будут и на вас. Так как это уже относится к ментальности руководителя. Возможно, он будет наоборот делать ставку на сотрудниках, и «давать меньше» на IT инфраструктуру. Почему бы и нет, если сфера это позволяет и бизнесу данный подход не вредит. А главное это только принесет пользу вам и может оказаться приятной работой в небольшой компании.

2. Стартапы – очень многие используют подобные сервисы. Так как в стартапе всегда есть момент экономии на начальном этапе. Финансы, полученные от инвесторов, жестко экономятся и тратить их на корпоративный домен «просто, чтобы было круче» конечно не целесообразно. Тут тоже подвох именно по бесплатному домену найти не удастся. Просто потому, что отношение руководителя стартапа (и умение управлять и распределять полученные ресурсы) намного важнее и для его успеха, и для вас, как для будущего сотрудника.

Тут стоит оговориться – стартап, стартапу рознь. Если вам предлагают работать за «опцион», конечно, лучше отказаться (только если вы сам не стартапер, и не мечтаете стать частью рискованного, но перспективного проекта). Но если заплата «нормальная» и условия обычные для сферы, это наоборот может быть интересным и полезным профессиональным опытом. А главное – стартап с инвестициями даст вам намного более быстрый карьерный рост, чем «обычная» компания (так как любой стартап нацелен на быстрое развитие, чтобы успеть достичь прибыльности раньше, чем закончатся деньги инвесторов).

3. Женская аудитория – я ни в коем случае не проявляю неуважение, но прекрасная половина человечества часто любит использовать личную почту для работы. Потому, что это привычно и удобно (и как IT эксперт с грустью должен констатировать, что это порой действительно так. Корпоративные средства коммуникаций далеко не всегда предоставляют интуитивность в работе с ними).

И тут вы можете столкнуться как с средней или крупной компанией (если корпоративные ограничения не регламентируют использования личной почты), так и с небольшой. А главное это не ведет к «плохой» вакансии, просто человеку удобно пользоваться gmail, а не давно заброшенным outlook.

4. Неосведомленность и специфика сферы – несмотря на безумный технологический прорыв последних лет, смартфоны, планшеты и корпоративную автоматизацию, все еще достаточное количество компаний живет «в прошлом веке». Или как минимум просто не знает «как» вести бизнес в условиях цифровой среды. Это также может быть связано и с тем, что сфера деятельности компании сама по себе не ставит больших требований по внедрению технологических решений. Результат – хорошие прибыли, хорошие зарплаты, прекрасные условия для сотрудников и совершенно «грустный» подход к IT технологиям. Тогда бесплатная почта могла быть выбрана просто как простое и понятное решение, а не символизирует что-то еще.

Кстати, такая «беда» часто наблюдается в промышленной сфере, где какой-либо завод работает напрямую с поставщиками по своим каналам и еще с начала 2000-х не менял цифровой инфраструктуры. 

Подводя итог – все мы встречаем «по одежки», но одновременно и забываем, что это не всегда правильно и не всегда отражает сути. Поэтому бесплатный домен это скорее показатель или личного предпочтения (и удобства при переписки), или неосведомленности, чем «тревожный звоночек», что с компанией нельзя работать.

Второй момент – компании, предоставляющие такие домены очень жестко контролируют, чтобы их сервисом не пользовались мошенники, а значит процент риска тут, как ни странно, уменьшается (даже учитывая, что «заблокировать все» даже такие крупные игроки бизнеса как Google не способны).

Но есть и довод в пользу вашего предположения. Технологии в наше время настолько распространены, что создать «псевдо-компанию» даже без юр. лица. на просторах интернета, и писать с бесплатной почты конечно легко и такие случаи тоже есть. Но это скорее исключение, чем правило.

Напоследок могу дать совет, как правильно проанализировать вакансию, на что стоит обращать внимание, чтобы понять, подходит она вам, и минимизировать риски:

  1. Обращайте внимание на информацию о компании, которая предоставлена в вакансии. Если это «честный игрок» вы сможете легко увидеть, чем именно занимается компания, посетить ее сайт, и в некоторых случаях даже увидите юр. лицо, что до определенной степени дает повод к доверию. Если в такой ситуации почта «бесплатная» - причин может быть много, и они скорее всего входят в список выше. А главное не обязательно ведут к плохому опыту.
  2. Если в вакансии указана ориентировочная зарплата, она средняя или низкая по рынку, и при этом контакты на бесплатном домене – все в порядке. Это скорее всего небольшая компания, которая не «тратиться» на IT инфраструктуру. И если вас устраивает «ценник» почему бы и не попробовать.
  3. Если у компании огромный «разрыв» в описании, контактах и зарплате, это конечно тревожный звоночек. Например написано, что компания «трансконтинентальная», или вам обещают «огромные перспективы роста» или еще что-то, присущее крупным компаниям, при этом не только домен почты на бесплатном сервисе, но еще и зарплата: а) или не указана («по итогам собеседования»), б) или заявлена очень низкой по рынку – то это конечно тревожный звоночек. И даже дело не в том, что она «липовая» (хотя такой процент уже довольно высок), но в том, что HR, или сотрудник, который пишет вакансию, не знает, как правильно привлечь внимание соискателя. А значит подобный неправильный подход (в каком-то смысле «обман» или как минимум дезориентированные будущего специалиста) ведет и к шансу, что на рабочем месте он тоже будет неправильным. Результат – не самый лучший профессиональный опыт в вашей карьере.
  4. Обращайте внимание на описание вакансии и последующий диалог. Если ничего не понятно, формулировки «пространные», четких описаний нет – опять же беда или в недопонимании вашего потенциального работодателя (и это ведет к результатам, описанным в пункте 2), или мошенничества, так как первый признак последнего, это «запудрить» вам мозги пространными описаниями, чтобы заставить участвовать «в схеме». И в такой ситуации вы никакой конкретики конечно не добьётесь.
  5. Ну и по-настоящему индикатором «липовой» компании (и мошенничества) является предложение, сразу после ответа, оплатить, что угодно, для продолжения диалога и участия в отборе. Это всем известный мошеннический подход, и он ни к чему не ведет, кроме финансовых потерь для вас. В такой ситуации – бегите подальше от такого «горе работодателя».

Смотрите на эти факторы при работе с вакансиями, и вы не ошибетесь в выборе потенциального работодателя. Даже если он пользуется gmail, mail.ru и прочими благами бесплатного интернет.


Автор: Ульященков Сергей
Больше ответов на Яндекс.Кью
Бизнес