Истории

Беспилотник в Московской пробке

Однажды на The Question спросили:

Как будут вести себя беспилотные автомобили будущего в условиях московских пробок? Сколько времени займет поездка с работы домой?

Как минимум нейронная сеть выучит русский мат. Шучу конечно. Во первых поездка на беспилотном авто будет значительно комфортнее. Этому будет способствовать и очевидная причина – самостоятельное вождение, непрерывное нажатие то на «газ», то на «тормоз», а также непрерывное слежение за автомобилями вокруг, находящимися на минимальной дистанции, это огромный стресс. Даже для самого спокойного автомобилиста. Но и если сравнивать с поездкой на такси (или с другим вариантом, где ведете машину не вы, а водитель), поездка на беспилотном автомобиле тоже будет комфортнее. Так как, с одной стороны, манера вождения конкретного человека не всегда будет приятной именно для вас. С другой – надо признаться, некоторые водители способны «зарядить» вас собственным волнением и дискомфортом от пробки так, что вам было бы проще уже самому вести автомобиль.

В остальном разница будет не такой большой. Конечно беспилотный автомобиль в идеальном своем виде, сможет лучше и иногда быстрее, чем человек, реагировать на ситуацию на дороге. И в этом смысле он выиграет по скорости на маршруте. С другой – каким бы совершенным не был «искусственный мозг» его будет сложно «научить» мыслить нестандартно. А значит, он не сможет, как опытный водитель, «объезжать» пробки, где возможно, делать рискованные маневры и прочие действия, которые не всегда разрешены ПДД, но позволяют значительно сократить путь.

В результате поездка на беспилотном автотранспорте по пробкам необъятной Столицы будет безусловно более комфортной и безопасной, но по времени, увы выиграть не удастся. По крайней мере существенно.

Но это если брать текущую ситуацию на дорогах Столицы и представить, что беспилотных автомобилей меньше, чем обычных. А вот если взять более футуристичный сценарий, и представить, что если не все, то большинство авто стали беспилотными, ситуация будет более интересной.

Во первых пробки отчасти возникают по вине человека. Неадекватное поведение на дороге, ошибки в вождении, просто неверное решение, ставящее в тупик и водителя и окружающих как раз и приводит к заторам. Это не единственный фактор, но все равно, если его исключить, загрузка на дороге будет значительно меньше. И в этом смысле беспилотные авто могут уменьшить сами «пробки». «Рациональное» поведение беспилотного авто создаст более организованную ситуацию на дороге. А значит, даже при выезде с не рассчитанной на текущий поток, дороги, процесс пройдет быстрее.

Во вторых, сами беспилотные авто смогут действовать в более «комфортной» для них ситуации. Так как реагировать на непредсказуемость человека намного сложнее, чем пилотировать среди таких же, довольно предсказуемых, и работающих в единой системе беспилотных автомобилей. Тут нужно оговориться. Это человек может «идти на риск» в экстренной ситуации, опираясь на интуицию, и таким образом ускоряя процесс реакции. Поставив в такую же ситуацию искусственный интеллект, мы сталкиваемся с проблемой, что его нужно обучить десятку шаблонов, большая часть из которых будет связана с безопасностью. И он не сможет «интуитивно» реагировать. Если будет выбор между «рискнуть» или «обезопасить», выбор для него будет очевиден, даже если результат займет больше времени. Именно поэтому такой автомобиль будущего будет значительно быстрее и легче «действовать» на дороге, среди таких же как он беспилотников.

В результате время в пути на беспилотном автомобиле среди беспилотных автомобилей будет в несколько раз меньше. Даже в случае пробок, которые мало вероятно, что исчезнут, но перестанут быть болезненным и длительным процессом.

В обоих рассмотренных случаях мы говорим об «идеальной» ситуации. Увы, текущие технологии от нее далеки. Многое еще не освоено или работает не на 100%. Поэтому большинство беспилотных автомобилей нашего времени скорее всего «сойдут с ума» в Столичной пробке. Так как слежение за десятками параметров исходящих даже от нескольких автомобилей, каждый из которых ведет себя «не штатно» с точки зрения ИИ – это настоящий ад, ведущий к выводу, что автомобилю проще остановиться вообще (с целью безопасности), чем продолжать странное и рискованное вождение. И такой эксперимент может привести даже к аварии, по вине беспилотника. И уж точно будет проигрывать «живому водителю».


Автор: Ульященков Сергей
Больше ответов на Яндекс.Кью
Технологии